Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была вчера 7:30
.
Фотоальбом

Дыханье старины. Чойжин ламын сум

Canon EOS M
36 47

В окружении современных зданий бывший монастырь стоит. С непростой судьбой… Но не монастырь уже, и совсем не дацан, просто музей… Музей Чойжин ламын сум.

На контрасте смотрятся старинные сооружения бывшего монастыря, музей как бы спрятан среди возвышающихся стеклянных высоток Улан Батора, и выглядит музей как…некое противоречие современному городскому бытию. Правда, мы знали о местонахождении музея-бывшего монастыря и шли целенаправленно, но и тем не менее, не были готовы к тому, что так вот неожиданно дух старины проявится среди обезличенных современных городских высоток…

Храм-музей Чойджин-ламы (монг. — Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии — Улан Баторе. В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства.

Скажу честно, нам сложно понять реалии музея, как и всю религиозную концепцию буддиза в целом, мы несколько далеки от этих догм, и от понимания буддизма в целом…Однако, пусть уж простят меня музейные важнейшие коллекции, и уважаемые догмы, но залатить 50 000 тугриков за разрешение фотографировать — это перегиб. Ни в одном музее Улан Батора нет таких «жестких» цен. Мне чисто принципиально, по сравнению с другими музеями Улан Батора, не захотелось платить двадцать долларов за разрешение фотографировать. Дело было даже не в цене, а, пожалуй, в принципе.

Но сам музей хорош, внешне, что смогла сфотографировать, да и внутренне, что не решилась на фото, потому что везде служки внимательно следили…

Прежде, чем найти музей, мы просто шли среди городских высоток...
Прежде, чем найти музей, мы просто шли среди городских высоток...
Смотря на городские высотки и не предполагалось наличие старины...но мы знали - найдем музей!
Смотря на городские высотки и не предполагалось наличие старины...но мы знали - найдем музей!
И вот, дошли...Уникальное явление старины среди обезличенных городских высоток из стекла...
И вот, дошли...Уникальное явление старины среди обезличенных городских высоток из стекла...
Среди зданий из стекла или из бетона... не суть...контраст все равно присутствует!
Среди зданий из стекла или из бетона... не суть...контраст все равно присутствует!
Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улан-Баторе. В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства.
Храм-музей Чойджин-ламы (монг. Чойжин ламын сүм) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улан-Баторе. В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства.
В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918).  Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дордже Шугден. Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник «красной веры» и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился.
В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом (1871—1918). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца (чойжин). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и Дордже Шугден. Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник «красной веры» и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата, женился.
Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зуун-хурэ на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш).
Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896—1902 годах в ургинском Зуун-хурэ на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» (монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш).
Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году, во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт, и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — «Музей истории религии»).
Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году, во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт, и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — «Музей истории религии»).
Время работы музея.
Время работы музея.
Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества. В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений-танка, принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав. На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра.
Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества. В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений-танка, принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав. На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра.
Первый раз мы пришли в музей совсем вечером. Уже было все закрыто. Но нам повезло, в музее работает охранник-монгол, хорошо говорящий по-русски, он долго с удовольствием с нами разговаривал, потом пропустил нас на часть территории, не взяв денег, сказав, что лучше в другой день прийти для полноты восприятия...Мы его поняли вполне, не стали настаивать, менеджер музея еще была там...
Первый раз мы пришли в музей совсем вечером. Уже было все закрыто. Но нам повезло, в музее работает охранник-монгол, хорошо говорящий по-русски, он долго с удовольствием с нами разговаривал, потом пропустил нас на часть территории, не взяв денег, сказав, что лучше в другой день прийти для полноты восприятия...Мы его поняли вполне, не стали настаивать, менеджер музея еще была там...
Вход в музей.
Вход в музей.
Воины-защитники на входе.
Воины-защитники на входе.
Карта-схема музея.
Карта-схема музея.
Старинная карта.  Так выглядел когда-то Улан Батор.
Старинная карта. Так выглядел когда-то Улан Батор.
Музей Чойжин ламын сум.
Музей Чойжин ламын сум.
Экспозиция музея воспроизводит состояние храма, каким он был при Лувсанхайдаве. В главном храме находится статуя Будды Шакьямуни XVIII века, по правую руку от неё находится статуя Лувсанхайдава, по — левую — мумифицированное тело ламы Балданчоймбола. Музей располагает большой коллекцией культовых принадлежностей тибетского буддизма, копией 108-томного буддийского канона Кангьюра и 226-томных комментариев к нему — Тенгьюра, привезённой из Тибета Богдо-гегеном VIII, а также коллекцией масок для церемонии цам. Снаружи храма располагается молельня, выполненная в форме традиционной монгольской юрты, а также площадка, на которой Лувсанхайдав выполнял тантрические ритуалы.
Экспозиция музея воспроизводит состояние храма, каким он был при Лувсанхайдаве. В главном храме находится статуя Будды Шакьямуни XVIII века, по правую руку от неё находится статуя Лувсанхайдава, по — левую — мумифицированное тело ламы Балданчоймбола. Музей располагает большой коллекцией культовых принадлежностей тибетского буддизма, копией 108-томного буддийского канона Кангьюра и 226-томных комментариев к нему — Тенгьюра, привезённой из Тибета Богдо-гегеном VIII, а также коллекцией масок для церемонии цам. Снаружи храма располагается молельня, выполненная в форме традиционной монгольской юрты, а также площадка, на которой Лувсанхайдав выполнял тантрические ритуалы.
В храме Зуу, посвящённом Будде Шакьямуни, экспонируются три статуи Будды, изготовленные из папье-маше. На стенах храма — изображения 16 архатов и четырёх махарадж. В храме Ядам Чойжин-лама проводил важнейшие ритуалы, и он был закрыт для верующих. В нём находятся бронзовые статуи 84 индийских махасиддхов, а также статуи йидамов Калачакры и Махамаи, будды Ваджрадхары и др. Храм Амалган посвящён первому тулку Богдо-гэгэна, Дзанабадзару (1635—1724).
В храме Зуу, посвящённом Будде Шакьямуни, экспонируются три статуи Будды, изготовленные из папье-маше. На стенах храма — изображения 16 архатов и четырёх махарадж. В храме Ядам Чойжин-лама проводил важнейшие ритуалы, и он был закрыт для верующих. В нём находятся бронзовые статуи 84 индийских махасиддхов, а также статуи йидамов Калачакры и Махамаи, будды Ваджрадхары и др. Храм Амалган посвящён первому тулку Богдо-гэгэна, Дзанабадзару (1635—1724).
Вообщем,  достаточно сложно все в музее, нужно понимание, а откуда его взять? Поэтому просто ходили, смотрели...
Вообщем, достаточно сложно все в музее, нужно понимание, а откуда его взять? Поэтому просто ходили, смотрели...
Пришли в другой день, днем.
Пришли в другой день, днем.
Все равно музейные здания среди современных строений - вызывали...что вызывали? Я даже не знаю - удивление? непонимание? хорошо, что все-таки сохранили?
Все равно музейные здания среди современных строений - вызывали...что вызывали? Я даже не знаю - удивление? непонимание? хорошо, что все-таки сохранили?
Дыханье старины в окружении современности...
Дыханье старины в окружении современности...
Тонкие скульптуры на крыше музея вызвали интерес...
Тонкие скульптуры на крыше музея вызвали интерес...
Красиво и торжественно!
Красиво и торжественно!
И старинные рисунки...
И старинные рисунки...
Наши билеты в музей Жукова <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://elena0604.tourister.ru/photoalbum/42175" class="ext_link" target="_blank">https://elena0604.tourister.ru/photoalbum/42175</a> и в музей Чойжин ламын сум.
Наши билеты в музей Жукова https://elena0604.tourister.ru/photoalbum/42175 и в музей Чойжин ламын сум.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому