Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 2 декабря 16:43
.
Фотоальбом

Йезд, Иран

36 26
Иран Март 2016
Иран: полезная информация

Йезд — очень своеобразный город Ирана, где старина соседствует с современностью. В Йезд мы приехали из Исфахана, кстати, дорога была очень нудная и неинтересная...А сам город - понравился! Йезд - один из немногих городов Ирана, где сохранилась старая часть города...и сохранилась в том же виде, в каком была много веков назад, ведь Йезд находится вдалеке от исторических столиц Ирана и смог избежать жестоких разрушений. Отправились сначала погулять в сад Долат Абад, который является бывшей резиденцией Карим Хана Занда и построен в 1750 году.

Самый высокий бадгир Йезда находится здесь, в саду Долат Абад. Для того чтобы охлаждать воду, попавшую из «канатов» (подземные сооружения Ирана для сбора воды) в городские и частные резервуары, в городе было сооружено множество бадгиров (ветроулавливателей) - наподобие вентиляционных труб, захватывающих потоки дующею с любой стороны ветра и направляющих их на глубину 6-10 м для предотвращения нагревания воды. Кроме того, бадгиры поменьше использовались для охлаждения воздуха в домах.
Самый высокий бадгир Йезда находится здесь, в саду Долат Абад. Для того чтобы охлаждать воду, попавшую из «канатов» (подземные сооружения Ирана для сбора воды) в городские и частные резервуары, в городе было сооружено множество бадгиров (ветроулавливателей) - наподобие вентиляционных труб, захватывающих потоки дующею с любой стороны ветра и направляющих их на глубину 6-10 м для предотвращения нагревания воды. Кроме того, бадгиры поменьше использовались для охлаждения воздуха в домах.
Сад Долат Абад окружен крепостными стенами с башнями.
Сад Долат Абад окружен крепостными стенами с башнями.
Пожалуй, больше всего в саду Долат Абад понравилась зелень. На то он и сад...
Пожалуй, больше всего в саду Долат Абад понравилась зелень. На то он и сад...
Начало весны. В саду Долат Абад все зацветает...
Начало весны. В саду Долат Абад все зацветает...
Сад Долат Абад представляет собой дворец, окруженный фруктовыми садами. Здание славится самым высоким бадгиром в Иране (высота 33 м), который был восстановлен после падения в 1960 году. Интерьер дворца украшен изысканными витражами и мозаикой. На фото еще видны старые виноградники, ненужные, заброшенные...
Сад Долат Абад представляет собой дворец, окруженный фруктовыми садами. Здание славится самым высоким бадгиром в Иране (высота 33 м), который был восстановлен после падения в 1960 году. Интерьер дворца украшен изысканными витражами и мозаикой. На фото еще видны старые виноградники, ненужные, заброшенные...
Это одна из восьми треугольных частей 33-х метрового бадгира, ветроулавливателя. Под бадгирами обычно устанавливали бассейн с водой (иногда - с декоративным фонтанчиком) - для охлаждения воздуха, поступающего в помещение. Бадгиры про себя окрестила прообразами современных кондиционеров:)
Это одна из восьми треугольных частей 33-х метрового бадгира, ветроулавливателя. Под бадгирами обычно устанавливали бассейн с водой (иногда - с декоративным фонтанчиком) - для охлаждения воздуха, поступающего в помещение. Бадгиры про себя окрестила прообразами современных кондиционеров:)
Перед дворцом - неизменный бассейн с фонтанчиками.
Перед дворцом - неизменный бассейн с фонтанчиками.
На окнах дворца. Решетка-украшение выполнена без единого гвоздя. Все деревянные панельки, имитирующие резьбу - плотно подогнаны друг к другу.
На окнах дворца. Решетка-украшение выполнена без единого гвоздя. Все деревянные панельки, имитирующие резьбу - плотно подогнаны друг к другу.
Витражи внутри дворца.
Витражи внутри дворца.
Было бы красивее, если бы в бассейне была вода, блики света, проникающие сквозь окна с отражением на воде - чудесная была бы картинка...
Было бы красивее, если бы в бассейне была вода, блики света, проникающие сквозь окна с отражением на воде - чудесная была бы картинка...
Бассейн с фонтанами в саду Долат Абад.
Бассейн с фонтанами в саду Долат Абад.
Как сказал наш гид, это здание в саду Долат Абад ныне является частным владением.
Как сказал наш гид, это здание в саду Долат Абад ныне является частным владением.
Наверное, в сезон, по саду Долат Абад катают посетителей вот на таких повозках...
Наверное, в сезон, по саду Долат Абад катают посетителей вот на таких повозках...
А мы прогулялись по саду Долат Абад пешочком:) и поехали дальше, "осваивать" Йезд
А мы прогулялись по саду Долат Абад пешочком:) и поехали дальше, "осваивать" Йезд
Именно обилие бадгиров в сочетании с полукруглыми крышами, позволяющими помещениям меньше нагреваться от прямых солнечных лучей, придает Йезду его колоритный вид.
Именно обилие бадгиров в сочетании с полукруглыми крышами, позволяющими помещениям меньше нагреваться от прямых солнечных лучей, придает Йезду его колоритный вид.
Часто это здание называют мечеть Амир Чакмак, но это не совсем так, потому что сама мечеть - находится рядом, в пяти минутах ходьбы. А это здание лучше назвать хусейния  Амир Чакмак, то есть «тематическая» мечеть, ну или для простоты рассказа гид использовал слово "комплекс". Во время отмечания Ашуры — поминального траура по имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда, сыну дочери Мухаммеда Фатимы и имама Али (а Али - значимый для шиитов человек в исламской духовной иерархии), зверски убитому в битве при Кермане, в таких хусейниях (или текьях) собираются шииты для проведения тазии — театрализованного представления, воспроизводящего сцены героического сражения и смерти имама Хусейна. 
Во время церемонии нахль-гардани, как нам рассказал гид, специальные деревянные конструкции — нахль, символизирующие гроб Хусейна в виде пальмового листа, обтягивают черной тканью, украшают саблями, кинжалами, зеркалами и фруктами, и подняв его на плечи, делают несколько кругов по площади (нахль - справа на фото).
Часто это здание называют мечеть Амир Чакмак, но это не совсем так, потому что сама мечеть - находится рядом, в пяти минутах ходьбы. А это здание лучше назвать хусейния Амир Чакмак, то есть «тематическая» мечеть, ну или для простоты рассказа гид использовал слово "комплекс". Во время отмечания Ашуры — поминального траура по имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда, сыну дочери Мухаммеда Фатимы и имама Али (а Али - значимый для шиитов человек в исламской духовной иерархии), зверски убитому в битве при Кермане, в таких хусейниях (или текьях) собираются шииты для проведения тазии — театрализованного представления, воспроизводящего сцены героического сражения и смерти имама Хусейна. Во время церемонии нахль-гардани, как нам рассказал гид, специальные деревянные конструкции — нахль, символизирующие гроб Хусейна в виде пальмового листа, обтягивают черной тканью, украшают саблями, кинжалами, зеркалами и фруктами, и подняв его на плечи, делают несколько кругов по площади (нахль - справа на фото).
Сам комплекс Амир Чакмак - ну, честно, я ожидала бОльшего, поэтому внуть не пошли - там помещения для паломников, баня, лавки, типа мини-базара. Не интересно. Не пошли, чтобы не тратить время...
Сам комплекс Амир Чакмак - ну, честно, я ожидала бОльшего, поэтому внуть не пошли - там помещения для паломников, баня, лавки, типа мини-базара. Не интересно. Не пошли, чтобы не тратить время...
Площадь Амир Чакмак.
Площадь Амир Чакмак.
Классные кастрюлечные пирамиды на базаре Йезда, который находится на площади Амир Чакмак.
Классные кастрюлечные пирамиды на базаре Йезда, который находится на площади Амир Чакмак.
На оживлённом перекрёстке Старого города находится одна из старинных часовых башень Йезда, украшенная восточными орнаментами и традиционной для Востока сине-голубой керамической плиткой.
На оживлённом перекрёстке Старого города находится одна из старинных часовых башень Йезда, украшенная восточными орнаментами и традиционной для Востока сине-голубой керамической плиткой.
А в нижней части часовой башни - какой-то офис?:)                                                                                  

Если встать спиной к часовой башне увидите:
А в нижней части часовой башни - какой-то офис?:) Если встать спиной к часовой башне увидите:
 мавзолей Сайеда Рокн-ад-Дина (был закрыт для туристов) и - рядом-
мавзолей Сайеда Рокн-ад-Дина (был закрыт для туристов) и - рядом-
...роскошная, украшенная плитками, узорами и изразцами Пятничная мечеть (Кабир, Джаме) - главная мечеть города. Она была построена ещё в XII веке и позднее перестраивалась в XIV столетии. Эта мечеть видна практически отовсюду в Йезде - её 52-метровые минареты являются одними из самых высоких в Иране.
...роскошная, украшенная плитками, узорами и изразцами Пятничная мечеть (Кабир, Джаме) - главная мечеть города. Она была построена ещё в XII веке и позднее перестраивалась в XIV столетии. Эта мечеть видна практически отовсюду в Йезде - её 52-метровые минареты являются одними из самых высоких в Иране.
Именно по этим минаретам, которые вечером подсвечены, мы смогли не заблудиться в старой части Йезда (где мы жили в гостинице), гуляя по вечернему Йезду.
Именно по этим минаретам, которые вечером подсвечены, мы смогли не заблудиться в старой части Йезда (где мы жили в гостинице), гуляя по вечернему Йезду.
Мечеть расположена в центральной, старой части города, окружена кварталами с узкими улицами и традиционными глинобитными домами.
Мечеть расположена в центральной, старой части города, окружена кварталами с узкими улицами и традиционными глинобитными домами.
Михраб
Михраб
Зороастрийский храм Атешкаде (храм огня). Само здание было построено в 1934 ггоду под патронажем Джамшида Аманата на участке земли, который пожертвовали его братья. Аманат пять раз ездил в Индию, чтобы изыскать средства на постройку храма. Главный корпус храма стоит посреди большого сада, окружённый соснами, кедрами и кипарисами. Прямо перед храмом находится бассейн. Великое значение здания подчёркивают фаравахар над главным входом и каменные колонны. Над ними, как и над внешней отделкой стен, работали мастера из Исфахана, которые сделали всё дома, а потом отправляли завершённые куски камня в Йезд.
Зороастрийский храм Атешкаде (храм огня). Само здание было построено в 1934 ггоду под патронажем Джамшида Аманата на участке земли, который пожертвовали его братья. Аманат пять раз ездил в Индию, чтобы изыскать средства на постройку храма. Главный корпус храма стоит посреди большого сада, окружённый соснами, кедрами и кипарисами. Прямо перед храмом находится бассейн. Великое значение здания подчёркивают фаравахар над главным входом и каменные колонны. Над ними, как и над внешней отделкой стен, работали мастера из Исфахана, которые сделали всё дома, а потом отправляли завершённые куски камня в Йезд.
Фараваха́р над главным входом в храм Атешкаде — главный символ зороастризма, изображающий Фраваши (благой дух), подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ. В современном зороастризме фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура-Маздой (единый Бог). 
Составляющие символа фаравахар:
Фигура человека с бородой в центре символизирует мудрость возраста.
Два крыла по краям имеют три ряда перьев символизирующих «хорошие мысли, хорошие слова, и хорошие дела», а также это символ полета и развития.
В нижней части символа изображаются три элемента, олицетворяющие «плохие» отражения, плохих слов и плохих поступков, которые приводят человека к страданиям и несчастью.
Две петли по обе стороны олицетворяют положительные силы и негативные силы. Это означает, что следует приближаться к добру и удаляться от плохого.
Кольцо в центре символизирует вечность вселенной, а также вечную природу души.
Одна рука приподнята вверх, показывая, что нужно выбирать жизнь и двигаться вперед. Во второй руке кольцо завета, символизирующее преданность и верность.

Позднее Фаравахар становится символом власти божественного происхождения. Фаравахар чаще всего изображался в покоях и мавзолеях правителей.
В современном зороастризме Фаравахар является символом проводника души человека на протяжении всей жизни.
Сегодня Фаравахар изображается на геральдических мотивах в основном Иране, его можно встретить на гобеленах, в логотипах иранских компаний.
Фараваха́р над главным входом в храм Атешкаде — главный символ зороастризма, изображающий Фраваши (благой дух), подобие ангела-хранителя в авраамических религиях. Изначально представлял собой «окрылённое солнце» (символ власти и божественного происхождения), к которому позже был добавлен человеческий образ. В современном зороастризме фаравахар осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура-Маздой (единый Бог). Составляющие символа фаравахар: Фигура человека с бородой в центре символизирует мудрость возраста. Два крыла по краям имеют три ряда перьев символизирующих «хорошие мысли, хорошие слова, и хорошие дела», а также это символ полета и развития. В нижней части символа изображаются три элемента, олицетворяющие «плохие» отражения, плохих слов и плохих поступков, которые приводят человека к страданиям и несчастью. Две петли по обе стороны олицетворяют положительные силы и негативные силы. Это означает, что следует приближаться к добру и удаляться от плохого. Кольцо в центре символизирует вечность вселенной, а также вечную природу души. Одна рука приподнята вверх, показывая, что нужно выбирать жизнь и двигаться вперед. Во второй руке кольцо завета, символизирующее преданность и верность. Позднее Фаравахар становится символом власти божественного происхождения. Фаравахар чаще всего изображался в покоях и мавзолеях правителей. В современном зороастризме Фаравахар является символом проводника души человека на протяжении всей жизни. Сегодня Фаравахар изображается на геральдических мотивах в основном Иране, его можно встретить на гобеленах, в логотипах иранских компаний.
Сам огонь храма Атешкаде находится внутри большого бронзового кубка и виден только через стеклянную стену. Лишь священнослужители, закреплённые за храмом, могут проходить за неё. Других огней или источников освещения во внутреннем святилище нет. Это пламя было привезено в Акду из храма парсов в Ларестане и горело там 700 лет, а затем доставлено в Ардакан, где горело ещё 300 лет. В 1473 г. огонь доставили в Йезд, где изначально он горел в доме высокопоставленного священнослужителя. По правую руку от главного корпуса Атешкаде можно увидеть маленькое здание, где открыт музей зороастризма. Здесь выставлены самые разные предметы культа, костюмы и т. п.
Сам огонь храма Атешкаде находится внутри большого бронзового кубка и виден только через стеклянную стену. Лишь священнослужители, закреплённые за храмом, могут проходить за неё. Других огней или источников освещения во внутреннем святилище нет. Это пламя было привезено в Акду из храма парсов в Ларестане и горело там 700 лет, а затем доставлено в Ардакан, где горело ещё 300 лет. В 1473 г. огонь доставили в Йезд, где изначально он горел в доме высокопоставленного священнослужителя. По правую руку от главного корпуса Атешкаде можно увидеть маленькое здание, где открыт музей зороастризма. Здесь выставлены самые разные предметы культа, костюмы и т. п.
Это мы припарковались около Башень Молчания. Башни молчания в городе Йезд на территории современного Ирана – не что иное, как древние кладбища зороастрийцев. Очень символично было припарковаться около машины -"Титаник":(((
Это мы припарковались около Башень Молчания. Башни молчания в городе Йезд на территории современного Ирана – не что иное, как древние кладбища зороастрийцев. Очень символично было припарковаться около машины -"Титаник":(((
Согласно религиозному учению зороастрийцев, умерших нельзя было ни закапывать, ни сжигать, чтоб не осквернить землю или воздух. Поэтому трупы выкладывали в огромных круглых башнях на вершине горы, где их склевывали птицы. Оставшиеся кости сбрасывались в глубокий колодец, выкопанный также в башне.
Согласно религиозному учению зороастрийцев, умерших нельзя было ни закапывать, ни сжигать, чтоб не осквернить землю или воздух. Поэтому трупы выкладывали в огромных круглых башнях на вершине горы, где их склевывали птицы. Оставшиеся кости сбрасывались в глубокий колодец, выкопанный также в башне.
В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли, хороня тела в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.
В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли, хороня тела в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.
Как сказал гид, под горой создавалось типа временного поселения, где родственники умершего ожидали сообщения о том, что кости сброшены в колодец.
Как сказал гид, под горой создавалось типа временного поселения, где родственники умершего ожидали сообщения о том, что кости сброшены в колодец.
Среди домов этого грустного поселения также содержались (в специальных местах) птицы, их выпускали из клеток по мере необходимости для совершения своей "миссии".
Среди домов этого грустного поселения также содержались (в специальных местах) птицы, их выпускали из клеток по мере необходимости для совершения своей "миссии".
Глубокий спуск в хранилище с водой в поселке "последнего прощания" около Башень Молчания.
Глубокий спуск в хранилище с водой в поселке "последнего прощания" около Башень Молчания.
Башни молчания, как правило, возводились на высокой горе.
Башни молчания, как правило, возводились на высокой горе.
Полуразрушенные дома у подножия горы с Башнями молчания ("дахмы")
Полуразрушенные дома у подножия горы с Башнями молчания ("дахмы")
Как-то мучительно мрачновато стало на душе после посещения Башень молчания. Хотелось отряхнуться. Сейчас даже думаю - зачем поехали? Кладбище еще никогда не вызывало положительных эмоций.
Как-то мучительно мрачновато стало на душе после посещения Башень молчания. Хотелось отряхнуться. Сейчас даже думаю - зачем поехали? Кладбище еще никогда не вызывало положительных эмоций.
Поэтому дальше от башень молчания до отеля ехали...молча. Просто рассматривали современную застройку Йезда.
Поэтому дальше от башень молчания до отеля ехали...молча. Просто рассматривали современную застройку Йезда.
Комментарии к альбому