Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 19 ноября 16:35
.

Вот дом, который построил Бат

88 53

Что я знала о монгольских юртах до посещения Монголии? Да практически ничего и не знала.

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

Ну они такие… круглые, без удобств, печка внутри, потому что монгольскими вечерами холодно даже летом, когда под утро температура может быть всего плюс шесть градусов, это, наверное, весьма прохладно.

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган. Ну да, обтекаемая форма, лучше аэродинамика. Видимо, с физикой у монголов было все в порядке:)

Вот дом, который построил Бат

И, на удивление, оказывается круглая форма более вместительна, чем четырехугольная…Столько вещей в свою юрту монголы вмещать умудрялись!

Вот дом, который построил Бат

Ну знала я, что юрты войлоком обтянуты. А уж как в юртах зимой? Это вообще, наверное, полный бррррр, холод… если не топить, причем топить без остановки, иначе в ледышку можно превратиться.

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

А чем топить-то? Где в степи деревья? А если гроза и дождь, то, как же защитить юрту от потопа воды? Ну поизучала и поняла, что в юрте мне жить как-то совсем не хочется…

Однако, пришлось. Такая большая страна Монголия, что не везде есть отели.

Вот дом, который построил Бат

Точнее, отелей нет нигде, кроме Улан Батора. Ну в каких-то более-менее больших городах, типа Хархорина, отели есть, хотя сами монголы называют деревней все то, что находится за пределами столицы, Улан Батора. Соответственно и отели такие же, ниже среднего… А как же тогда путешествовать по этой огромной стране? Ну где ж тогда жить?

А легко — можно жить в палатках, но это совсем не мой вариант, с моей спиной. Или жить в так называемых кемпингах (туристических базах), где вариант проживания — это юрты с красивым монгольским названием «гэр» («дом»).

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

Вот с этим красивым названием и связаны мои восприятия монгольской юрты.

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

Оказывается, это сейчас гэры, они же — юрты, стали достойными надвигающегося прогресса, а раньше это было просто место для выживания в отсутствии наличия чего-либо более достойного. И монголы весьма адаптировались. Даже на крышах высотных домов юрты строят сейчас, хоть и живут в большом Улан Баторе, вот какова сила привычки!

1 из 2
Вот дом, который построил Бат

И среди весьма приемлемых для проживания домов, монголы все-равно ставят юрты!

Вот дом, который построил Бат

А был ли у монголов другой выбор кроме как привыкнуть к изобретенному ими жилищу?

Вот дом, который построил Бат

Говорят, человек ко всему привыкает. В течение сотен веков современная и старинная монгольские юрты по своей структуре и хозяйскому укладу практически не изменились. Просто выглядеть стали по-другому…

Вот дом, который построил Бат

Вот первые юрты, они же — урц.

1 из 6
Вот дом, который построил Бат

Потом появились юрты цээж гэр.

1 из 4
Вот дом, который построил Бат

После них — товь гэр.

1 из 2
Вот дом, который построил Бат

И совсем после — сархинаг тоонот ханат гэр.

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

Сырье для монгольского войлока тех юрт, которые появились после юрты урц — шерсть овцы, верблюда и яка — различается по качеству и цвету. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, многоэтапный, это ужасно пыльное занятие по отбиванию шерсти палками, как понимаете, без промышленной обработки, откуда? Точно не известно, когда и как появился войлок. Существует много теорий. По одной из них войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. Предположительно войлок стали использовать примерно в шестом тысячелетии до н. э.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально минут за сорок, и также быстро поставить на другом месте, примерно за час с «хвостиком».

Вот дом, который построил Бат

Раньше юрту транспортировали на повозках, сейчас для этого монголы используют более современные средства. Нередко в степи видела юрты, возле которых стоят большие грузовые автомобили, а иногда — и не один. Да и солнечные батареи появились…

Вот дом, который построил Бат

Если раньше в юрте топили кизяком (навоз высушивали, иногда смешивая с соломой), то сейчас на смену ему пришли дрова, уголь и даже обогреватели, работающие от генераторов. А дымок от печек в юртах до сих пор стоит над степью!

Вот дом, который построил Бат
Вот дом, который построил Бат

Не у всех кочевников есть возможность приобрести генераторы и обогреватели…так же, как и грузовики и солнечные батареи. Однако, около юрт кочевников я даже телевизионные спутниковые антенны видела!

Вот как монголы без воды обходятся — не совсем понимаю, наверное, колодцы роют или стараются жить у воды…или моются молоком:)

Собирают юрту с правой стороны. Стены юрты — отдельные решетчатые секции деревянных реек, их скрепляют между собой, образуя круг. Таких стен бывает от четырех до десяти. Двери соединяют со стенами про помощи опояски. Дверь монгольской юрты всегда выходит на юг! Теплый воздух с юга, однако!

Вот дом, который построил Бат

Кочевники, перемещаясь на другое место, часто ориентировались на юрты других кочевников, (если были таковые, располагающихся от них на видимом расстоянии) и ориентировали дверь в том же направлении, что и их соседи. А чего мудрить-то с определением сторон света:)

Вот стены юрты собраны и дверь установлена, каркас верхнего отверстия юрты (дымник)

Вот дом, который построил Бат

кладут на два древка и с четырех сторон вставляют жерди (уни), закрепляя их в головках решетчатых стен (ханы). Вот таких:

Вот дом, который построил Бат

Кровля юрты составлялась из жердей (уни),

Вот дом, который построил Бат

один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг — тоно — центр кровли, а нижним — на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вот дом, который построил Бат

Затем, покрыв юрту тонким покрывалом, сверху клали войлок (тоже справа налево). Перед тем, как завязать веревки верхнего покрытия, опоясывали стены юрты сверху и снизу. В самом конце на крышу клали кошмо (покрытие дымника).

До ХХ века отсчет времени велся по углу падения солнечного луча через дымник юрты на перекладины (уни), составляющие каркас крыши. Весь распорядок дня строился по показаниям солнечных часов. Представляете, юрта была домом-часами! А как же, откуда в степи часы или будильник:)

Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты.

Вот дом, который построил Бат

Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний — в час курицы. По этим солнечным часам монголы знали, что нужно сейчас делать:

  • час тигра (4.00) — время дойки;
  • час зайца (6.00) — время выгона скота на пастбище;
  • час дракона (8.00)- время кипятить молоко, начинать уборку;
  • час змеи (10.00) — время изготовления сыра, сушеных пенок;
  • час лошади (12.00) — время дойки овец;
  • час овцы (14.00) — время домашних и других дел;
  • час обезьяны (16.00) — время возвращения скота с пастбищ;
  • час курицы (18.00) — время вечерней дойки.

Площадь юрты, дома-часов, делилась примерно на 12 частей, что соответствует 12-ти летнему циклу восточного календаря.
Западная часть юрты (стоим внутри юрты лицом к двери и смотрим направо) — сторона курицы, южная — лошади, восточная — зайца, северная — мыши. В западной, или мужской половине юрты, содержали новорожденный молодняк. Это связано с тем, что в древние времена забота о приплоде скота и приготовлении кумыса были чисто мужской обязанностью. Здесь же размещали подставку для сбруи, седла с уздечками, ящик с инструментами. Вдоль стены ставилась кровать мужчины, в изголовье которой обычно стоял сундук для походных принадлежностей, специальные полки для укрепления поклажи на верблюде. В сундуке повыше хранился порох, скребок для чистки лошадей, музыкальные инструменты, борцовские инструменты.

Левая, восточная половина юрты (стоим внутри юрты лицом к двери и смотрим налево) — женская.

Вот дом, который построил Бат

В изголовье женской кровати — сундук для шелковой ткани, одежды, украшений, ящик для рукоделья. Между кроватью и входными дверями — шкаф с полками для кухонной утвари, ведер, посуды.

Вот дом, который построил Бат

Северная сторона юрты (прямо напротив входа) считается самой почетной: там принимают гостей. И располагается домашний алтарь с буддийскими статуэтками, «святыми камнями», чашечками для жертвоприношений.

1 из 2
Вот дом, который построил Бат

Что у монголов не принято?

  • Без спроса хозяев входить в юрту
  • Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко позвать хозяев.
  • Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.
  • Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

Что у монголов нельзя?

  • Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.
  • Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие — к покойнику.
  • Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.
  • Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ними не ушло счастье;
  • Нельзя свистеть, это сигнал, созывающий злых духов.
  • Запрещается дарить нож и острые предметы.
  • Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне.

И в заключение, наши инструкции по проживанию в монгольской юрте, приобретенные за 12 дней «общения» с юртами в разных кемпингах страны:

— юрта такой же живой организм, как и та природа, степь, которая ее окружает, даже если вас никто не видит, не сидите на ее пороге и не наступайте на него в знак уважения к обычаям

Вот дом, который построил Бат

— юрту в кемпинге можно топить самим, не обязательно для этого вызывать работников кемпинга, просто скажите им, что будете делать это сами по мере своего замерзания:)

Вот дом, который построил Бат

— до начала топки, задерните на дымнике (через него проходит печная труба) кошмо (покрытие дымника) на крыше юрты, аккуратно перебирая веревку кошмо, которая закреплена у двери, если топить с открытым дымником, то тепло будет быстро уходить

— с внешней стороны внизу юрты опустите на ночь нижнюю кромку юрты, которую обычно приподнимают днем, чтобы обеспечить вентиляцию

Вот дом, который построил Бат

— дрова, которые вам принесут и оставят около юрты в кемпинге, обязательно занесите внутрь юрты, чтобы уберечь их от возможного дождя

Вот дом, который построил Бат

— попросите работников кемпинга дать вам что-то на растопку дров — щепки, уголь, и не забудьте, что у вас должны быть спички (нам они не требовались, вполне хватало зажигалок), один раз мы забыли попросить щепки, дрова были слегка мокрые, гореть не хотели, пришлось ночью бежать в туалет (находится рядом с кемпингом) и «тырить» туалетную бумагу на растопку, было ужасно стыдно, но работники базы уже дрыхли сном праведников

— до начала топки убедитесь, что в печке нет мусора от предыдущих туристов (чего они только туда не кидают, вплоть до пивных банок!)

Вот дом, который построил Бат

— до начала топки уберите ведро (таз) из-под трубы, он используется для того, чтобы вода не попадала в печку во время дождя через трубу, трубу при этом надо слегка поднять вверх, тогда ведро можно спокойно вынуть, а верхнюю часть трубы аккуратно поставить на нижнюю, короткую, если вы не проделаете эту операцию, то весь дым будет через печку идти в юрту, а не выводиться из трубы

Вот дом, который построил Бат

— когда дрова начнут гореть, в юрте будет нестерпимо жарко и душно, просто откройте дверь, запустите свежий воздух, пока вам не станет комфортно по температуре

Вот дом, который построил Бат

— обязательно возьмите с собой в поездку фонарик (ночью бегать в далеко стоящий общественный туалет весьма некомфортно), спички-зажигалки, мыло, шампунь, зубную щетку/зубную пасту, бритву и прочие необходимые косметические принадлежности, соберите себе аптечку и запаситесь питьевой водой в бутылках, также возьмите влажные салфетки, средство для дезинфекции рук, которым мы пользовались постоянно (лучше распылитель, чем капельный), тапочки, которые можно было бы использовать в душе. Полотенца (большое и маленькое) в кемпингах предоставляются, но мы все-равно взяли с собой свои

Вот дом, который построил Бат

— проживая в юртах в кемпингах, на комфорт совсем не рассчитывайте — в юртах только кровати (постельное белье нормального качества), стол, пара стульев и печка, вешалки есть только для верхней одежды, холодильник и телевизор отсутствуют как класс, туалеты и душевые находятся в кемпингах в отдельном здании, столовая тоже расположена в отдельном здании

Вот дом, который построил Бат

— во многих кемпингах есть так называемые «юрты-люкс», улучшенные, со своим туалетом и душем, это гораздо комфортнее простых юрт, но о нашем опыте проживания в семи разных кемпингах Монголии с комфортом и без, я расскажу в отдельном рассказе…

Вот дом, который построил Бат

P. S. — Бат — это широко распространенное монгольское мужское имя, в переводе означающее «крепкий».

9581 – карма
Позиция в рейтинге – 48
Комментарии